Архитектурный стиль: Нарышкинское барокко
06 Авг 2013Нарышкинское барокко пришло к нам с Запада – русские архитекторы позаимствовали его у своих европейских коллег незадолго до начала Петровских реформ. Распространился этот стиль сначала в Москве – там он был популярен в конце XVII века и до начала XVIII, а затем и в российские регионы – там он просуществовал чуть дольше. Нетрудно догадаться, что название этого стиля взялось от фамилии бояр Нарышкиных. Именно на территории их имений, а они расположены в таких районах Москвы, как Фили, Кунцево, Троице-Лыково и некоторых других, до сегодняшнего дня сохранились образцы храмов, которые строились по их заказу именно в этом стиле. Узнать их не сложно – все они отличаются классическим русским строением, но вместе с тем и яркой расцветкой, а также бросающейся в глаза наружной отделкой, выполненной из белого камня.
Нарышкинское барокко вовсе не было полным копированием западных архитектурных традиций. Напротив, Нарышкины старались взять все лучшее, как от западного барокко, так и от классических русских традиций. Как отмечают некоторые культурологи, нарышкинское барокко иностранцы воспринимали, как самобытный российский стиль. Кстати, классическое барокко в России тоже было – его заимствовал Петр I и ранний вариант заимствования у нас превратилось в отдельную форму архитектуры. А если Выв решили построить свой загородный дом и Вам нужна постройка колодцев под ключ, тогда в этом Вам поможет компания vodouslugi.ru.
Можно сказать, что российские зодчие заимствовали лишь формы позднего барокко, точнее элементы фасадного декора – балюстрады с вазами, колонны и барельефы. При этом мастера не меняли канонические русские формы. Да и при всем желании сделать этого они не могли, ведь патриарх Никон своим указом установил строгие каноны строительства храмов – все они должны были иметь одинаковую форму.
Поэтому зодчим, работавшим в стиле нарышкинского барокко, пришлось играть не формами, а элементами декора. Он не имел особой функциональной нагрузки и лишь указывал на европейские культурные взгляды заказчика. Отделка фасадов, которая использовалась мастерами в этом стиле, по сути, стала промежуточным звеном в переходе от древнерусских канонов к общеевропейским.
Но промежуточным нарышкинское барокко называют не только по этому. Эта эпоха смешала в себе самые разнообразные взгляды того времени, ведь пришлась аккурат на смену эпох исторических.
О Нарышкиных история знает не так уж много, но ещё меньше историк знают о русских зодчих, работавших в стиле Нарышкинского барокко. Практически все архитекторы так и остались безызвестными, о них можно лишь сказать, что все они были главами тех или иных артелей. Историкам удалось установить лишь некоторые имена, например зодчих Сергея Турчанинова, Петра Потапова или Якова Бухвостова. Не многим больше известно и о непосредственных исполнителях работ, строителях. Ученые знаю, что большинство из них – выходцы из Речи Посполитой. Именно после заключения вечного мира с этой страной Россия смогла свободно обращаться к западной культуре. Кстати, исследователи архитектуры отмечают, что нарышкинское барокко имеет общие черты с украинским и польским, а также в нем можно найти истоки народных промыслов белорусов.
Известные нам памятники нарышкинского барокко выстроены из красного кирпича, а снаружи отделаны белым камнем. Тем не менее, не факт, что именно так эти строения выглядели во времена Нарышкиных. В некоторых церквях, например Воскресения в Кадашах, основными цветами были желтый и голубой, а также облицовка в украинском стиле. Храмы этого времени отличались от русских более ярким оформлением и изысканной отделкой.
Стоит сказать и несколько слов о самых известных зданиях, построенных в стиле нарышкинского барокко. Это Успенский храм, церковь Покрова Богородицы и более поздняя Меньшикова башня. После этого Петр запретил строительство за пределами новой столицы – Петербурга, а в новом облике северного города места нарышкинскому барокко уже не нашлось. Оно осталось в Москве, придавая этому городу некую провинциальность и старомодность. Но и в 20 веке этот стиль не умер – архитекторы вновь к нему вернулись, пытаясь строить здания в псевдорусском стиле.